Духовно – нравственное воспитание дошкольников.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение.
На сегодняшний день нельзя не учитывать отчужденность, оторванность детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: искаженное представление о любви, доброте, милосердии, рост агрессивности и жестокости в обществе. Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими мы вырастим наших детей.
Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. По мере этого, как ребёнок растёт, надо укреплять в ребёнке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые поступки.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего процесс, направленный на формирование у детей духовно – нравственных ценностей (доброты, незлобивости, милосердия, сострадания, щедрости, любви…)
Во все времена помогала своему народу сохранить высокую духовность и нравственность русская культура. Введение ребенка в православную и народную культурную традицию происходит путем непосредственного участия ребенка в православных и народных праздниках. Они не только расширяют кругозор ребенка, раскрывают его творческий потенциал, но и вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания.
В нашем детском саду ежегодно проводятся праздник Масленицы, Рождество Христово, Пасха. В этом году мы впервые обратились, к неизвестному для детей, празднику Кузьминки. Праздник прошел в рамках семинара – практикума для музыкальных руководителей городских ДОУ по теме «Народный праздник Кузьминки, как источник формирования у детей духовно – нравственных ценностей».
Праздник подготовила и провела музыкальный руководитель нашего детского сада Ревина Ирина Ивановна.
Этот праздник мы провели не только с целью развития познавательного и творческого потенциала дошкольников через приобщение к традициям и обычаям русского народа, но и с целью формирования у детей духовно - нравственных ценностей, связанных с этим праздником (трудолюбие, любовь к ближнему, сострадание, милосердие, бескорыстие, щедрость).
В процессе подготовки к празднику был проведен цикл занятий, на которых дети познакомились с историей праздника, с обычаями и традициями русского народа, с предметами быта, с народными промыслами, с народными приметами, пословицами и поговорками, разучили русские народные песни «Веретёнце», «Во - кузнице», «На березе листок вянет», «Милый наш Кузюшка», танец «Кадриль», водили хоровод – узорочье «На Кузьму – Демьяна», научились новым приемам игры на ложках. С особым интересом дети играли в русские народные игры «Дударь», «Вейся, капустка», «Селезень». Дети с нетерпением ждали праздника и их ожидания были вознаграждены замечательным выступлением и подарками
.
Надеемся и в дальнейшем знакомить и приобщать детей к народным традициям, ведь праздники на фольклорном материале пронизаны духовной мудростью народа. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционального и духовно – нравственного воспитания дошкольников.
|